Панкреатит у собак

Панкреатит ― это воспаление поджелудочной железы, болезнь с высоким риском смертности, вызывающая некроз тканей поджелудочной железы. У собак панкреатит наблюдается чаще всего в пожилом возрасте. Чтобы вовремя обнаружить это заболевание и не допустить возникновения сопутствующих патологий, следует знать симптомы панкреатита, а также как избежать его развития.

Виды и причины развития панкреатита у собак

Поджелудочная железа ― это эндокринный орган, который вырабатывает ферменты трипсин, липазу и амилазу, обеспечивающие переваривание жиров и углеводов. Собака ― хищник, до одомашнивания она питалась в основном сырым мясом, поэтому ее поджелудочная железа генетически настроена на выработку большого количества ферментов. Сейчас собаки едят сухие корма, каши и термически обработанное мясо, ферментов для их переваривания требуется меньше, и количество энзимов, вырабатываемых секреторным органом, в организме животного полностью не используются. В некоторых случаях эти «лишние» ферменты начинают разрушать саму железу, вызывая некроз ее ткани.

Породных склонностей к панкреатиту у собак официально не зарегистрировано, но больше случаев проблем с поджелудочной железой наблюдается среди средних и миниатюрных пород: кокер-спаниелей, такс, йоркширских терьеров, пуделей, болонок.

Причиной развития панкреатита у собак могут стать:

• травма;
  • ожирение;
  • недостаток физической активности;
  • питание продуктами с повышенным содержанием жира;
  • >резкая смена рациона;
  • инфекционные заболевания, в частности, болезни тонкого отдела кишки (доказано, что крайне негативное влияние на панкреатические ткани оказывает Парвовирус);
  • длительное применение некоторых лекарств (сульфаниламидных препаратов, кортикостероидов, диуретиков, анальгетиков, антибиотиков);
  • дуоденальный рефлюкс — патологическое состояние, характеризующееся забросом содержимого двенадцатиперстной кишки в полость желудка.

Симптомы панкреатита у собак

Клинические признаки воспаления поджелудочной железы у собак зависят от формы и тяжести заболевания.

По течению заболевания различают две формы панкреатита.

Острая форма заболевания встречается чаще, протекает тяжелее, и, если своевременно не обнаруживается, имеет летальный исход. Продолжительность острой формы панкреатита ― от 4 до 10 дней, она характеризуется интенсивным распадом тканей органа. Один из подвидов острого воспаления поджелудочной железы ― реактивный панкреатит, который развивается на фоне других заболеваний ЖКТ.

Симптомы панкреатита у собак:

• отказ от корма,
  • рвота после каждой попытки съесть что-то или выпить воды,
  • диарея (в 50% случаях ― геморрагическая, с примесью свежей крови),
  • брюшина напряжена, живот увеличен, вздут, за счет скопления асцитной жидкости или газов, болезненный при пальпации,
  • слизистые бледные.

Хроническая форма панкреатита у собак проявляется, когда поджелудочная железа уже повреждена. Для нее характерны:

• общая слабость;
  • потеря аппетита;
  • анорексия (отсутствие аппетита);
  • периодическая рвота;
  • обезвоживание;
  • пожелтение слизистых;
  • температура нередко ниже нормы;
  • уровень сахара в крови может быть повышен из-за невозможности воспаленной железы вырабатывать нужное количество инсулина.

Анализы и диагностика панкреатита у собак

Диагностика панкреатита у собак проводится в ветеринарных клиниках. Диагностировать данного заболевания может быть затруднена из-за сходства его симптомов, результатов анализов, лабораторных и аппаратных исследований с другими желудочно-кишечными заболеваниями. При подозрении на панкреатит ветеринар обычно назначает животному:

• анализы – лабораторное исследование крови (клинический, биохимический, панкреатическая липаза);
  • УЗИ или ультрасонографию поджелудочной железы;
  • при необходимости проводится биопсия железы.

Что делать, если у собаки панкреатит

Лечение панкреатита у собак

В ветеринарии на сегодняшний день нет лекарственного средства, способного вылечить панкреатит, поэтому терапия заболевания носит симптоматический характер и обычно проводится в домашних или стационарных условиях:

• Болевой синдром снимают спазмолитиками и анальгетиками.
  • Из противорвотных средств обычно используют Маропитант или Ондансетрон.
  • Если необходимо снизить кислотность желудочного секрета, применяют Омепразол.
  • При присоединении инфекции собаке прописывают антибактериальный курс.

У хронического и острого панкреатита клинические проявления несколько отличаются.

У маленьких собак из-за рвоты и диареи быстро наступает обезвоживание. Для поддержания водно-солевого баланса им назначают сбалансированные кристаллоиды

У собак крупных пород при хронической форме болезни сильнее выражена экзокринная недостаточность, поэтому им назначается заместительная ферментная терапия препаратами, содержащими панкреатин (Креон).

Питание собаки при заболевании поджелудочной железы

Одни лекарственные препараты не смогут снять симптомы панкреатита – значительную роль играет рацион питания собаки. При лечебной диете исключаются продукты:

• сырые овощи,
  • капуста в любом виде,
  • бобовые,
  • яичного желтка,
  • жирное мясо и рыба,
  • крепкие бульоны,
  • сливочное и растительное масло,
  • ржаной хлеб,
  • кукурузная крупа,
  • копчености и колбасы.

При приступе панкреатита в первые несколько дней собаку нужно держать на строгой диете: давать ей измельченное до кашеобразного состояния вареное нежирное мясо, нежирный творог и йогурт или применять лечебные корма при заболеваниях поджелудочной железы (например, Hill’s Z/D). Затем в меню можно добавить вареный рис или овсянку. Переходить на обычный, разрешенный при ремиссии рацион можно не раньше, чем через неделю после улучшения состояния животного.

При организации питания собаки с больной поджелудочной необходимо соблюдать следующие рекомендации:

• кормить часто, 5-6 раз в день,
  • порции еды должны быть небольшими,
  • пища должна быть теплой,
  • вода должна быть свежей.

Если ваш питомец питается готовыми сухими и влажными кормами, при панкреатите желательно выбирать специальные рационы, предназначенные для собак с болезнями ЖКТ и поджелудочной железы. Хорошие отзывы ветеринаров и владельцев собак заслужили корма:

• Royal Canin Gastro Intestinal Low Fat,
  • Hills Prescription Diet Canine i/d Low Fat,
  • Hills (Хилс) Prescription Diet i/d Digestive Care.
  • Hills Z/D

Профилактика панкреатита у собак

Лучшей профилактикой заболеваний поджелудочной железы у собак является организация правильного питания. Никаких запрещенных продуктов и еды с хозяйского стола собакам давать нельзя.

Чтобы вовремя обнаружить любое, даже незначительное нарушение работы этого эндокринного органа, и незамедлительно принять меры к его устранению, не следует пренебрегать профилактическими осмотрами у ветеринара. Стоит также пройти профилактическую диагностику на предрасположенности собаки к панкреатиту, и при положительных результатах пройти курс приема препаратов, поддерживающих активность железы.

Наша клиника АМВет работает круглосуточно, записаться к нам на прием можно, обратившись к дежурному администратору или позвонив по контактному телефону. Если вы обнаружили у своей собаки симптомы панкреатита, обращайтесь к нам за помощью немедленно.

2 comments

1. Здравствуйте!
    Могу ли я получить онлайн консультацию гастроэнтеролога по результатам проведённого биохимического анализа крови и заключению УЗИ?
    Проживаем в другом городе, на очный приём прийти нет возможности .

1. Добрый день! Позвоните пожалуйста по тел.84951060203 и запишитесь на онлайн консультацию. После записи пришлите результаты анализов на почту amvet@bk.ru